Стаття публікується мовою оригіналу

    Новый уровень системы здравоохранения! Эксклюзивное интервью с Терентюком Вадимом Георгиевичем
    Мир вокруг нас неустанно движется вперед, создавая новейшие технологии для упрощения нашей жизни. Все аспекты человеческой жизнедеятельности успешно развиваются благодаря современным технологиям. И медицину они не обошли стороной. Речь идет не о современном оборудовании для обследований, а о каналах взаимодействия врачей, пациентов и медицинских учреждений.
    Одним из таких прорывов стало появление в Украине электронной базы eHealth, которая позволит хранить историю своей болезни, узнавать результаты анализов и выбирать себе лечащего врача на основании рейтингов и отзывов, не выходя из дома. Для того чтобы узнать о преимуществах eHealth, редакция СhildBrand обратилась за консультацией к заместителю директора ООО «АЛТ Украина ЛТД», руководителю направления «Лабораторные и Медицинские информационные системы», кандидату медицинских наук, специалисту по управлению охраной здоровья Терентюку Вадиму Георгиевичу.

    Терентюк Вадим Георгиевич
    заместитель директора ООО «АЛТ Украина ЛТД», руководитель направления «Лабораторные и Медицинские информационные системы», кандидат медицинских наук

    – Здравствуйте, Вадим Георгиевич. Расскажите подробнее об электронной системе eHealth. В чем ее суть и как это работает?
    – Аббревиатура «еHealth» дословно переводится как «электронное здоровье». Скорее, это калька с множества информационных сервисов, которые появились в последние годы и широко используются в мире: «I-gov» – электронное правительство, «Smart-city» – умный город и пр. Для непосвященного еHealth представляется космической сложности непостижимости понятием. На самом деле, все гораздо проще.
    В действительности еHealth – это собирательное понятие, которое объединяет информационные технологии и сервисы в медицине и здравоохранении в целом. Для общего понимания читателя, неискушенного в IT-технологиях, cледует разделить термин на несколько принципиальных направлений.

    Направления еHealth: врач, пациент, государство
      1.Первое направление еHealth – использование специальных информационных технологий и программных продуктов исключительно в профессиональной деятельности врачей, фармацевтов, управленцев, государственных служащих.
      2.Второе направление еHealth – это сервисы и услуги для пациентов, т.е. сервисы для широкого использования среди населения, которые повышают доступность информации и улучшают качество нашей жизни. К специализированным продуктам еHealth относятся:
        ·медицинская информационная и лабораторная информационные системы,
        ·программы учета медицинских кадров,
        ·фармацевтические учетные программы,
        ·телемедицина
        ·и другие сложные программные продукты, основная задача которых автоматизировать работу специалистов в узкой сфере профессиональной деятельности. К примеру, для того чтобы быстро и надежно обмениваться информацией между врачами, клиника внедряет в работу медицинскую информационную систему. В таком случае врачам нет необходимости отыскивать бумажные медицинские документы, чтобы узнать информацию о предыдущем лечении и историю болезни пациента: достаточно зайти в электронную карточку пациента, где сохранена вся история его пребывания на лечении, отображены визиты к врачу и результаты диагностики.
        Такие медицинские информационные системы уже стали обычными рабочим инструментом для медицинских работников в современных коммерческих клиниках. И их пациенты уже на себе ощутили пользу, которую приносит электронизация медицинского обслуживания.
        Есть еще одно важное направление профессионального использования еHealth – это управление здравоохранением на уровне государства и, в частности, на уровне Министерства здравоохранения.
        – Как пришла идея о внедрении данного проекта в сферу здравоохранения? Кто разрабатывал систему?
        – Реформа здравоохранения, инициированная реформаторским крылом правительства, невозможна без применения современных информационных технологий учета и управления. Идея использования еHealth – часть запланированных прогрессивных изменений в здравоохранении, которые проводит в жизнь команда нынешнего руководителя МЗ Украины Ульяны Супрун.

        – Для кого предназначена система? Кто может в ней зарегистрироваться? Какие перспективы она открывает?
        – Модель выглядит следующим образом. Для реализации целей управления и регуляторной политики в здравоохранении Украины создан центральный компонент еHealth МЗ Украины национального уровня, который является главным аккумулирующим звеном получения необходимой информации от медицинских учреждений.
        Центральный компонент еHealth МЗ Украины – это специализированный программный продукт, к которому уже подключены различные медицинские информационные системы (МИС) на местах – в амбулаториях, центрах первичной медико-санитарной помощи и пр.
        Главные задачи, которые решает центральный компонент еHealth, – это регистрация и учет лечебных учреждений, врачей, а также договоров на оказание медицинских услуг семейными врачами. Все лечебные учреждения вне зависимости от формы собственности и типа управления, которые будут предоставлять услуги пациентам за средства бюджета, обязаны будут регистрироваться в центральном компоненте еHealth МЗ Украины и отчитываться за объемы оказанной медицинской помощи и ее качество.
        Таким образом, центральный компонент еHealth будет накапливать и обрабатывать информацию о медицинских учреждениях, которые финансируются за счет государственного и местного бюджетов. Такая информация необходима для реализации главных принципов реформы здравоохранения – «деньги идут за пациентом» и «финансирование не коек, а услуг», а центральный компонент еHealth становится тем технологическим учетным инструментом, который позволит реализовать на практике указанные принципы.
        Вторым важным звеном еHealth являются медицинские информационные системы, которые по определенным техническим правилам подключаются к центральному компоненту и дают возможность лечебным учреждениям отправлять данные в центральным компонент еHealth МЗ Украины. На рынке IT-услуг Украины таких информационных систем достаточно, чтобы обеспечить лечебные учреждения качественными и надежными решения. Многие из компаний-производителей долгий период работали на зарубежные рынки и имеют серьезный опыт в разработке специализированных продуктов для здравоохранения.
        – Кто уже в системе? Какие ближайшие планы на будущее?
        С уверенностью можно сказать, что сделан первый важный шаг для запуска еHealth – объединены в единый технологический процесс его центральный и периферические компоненты, запущена регистрация амбулаторий и центров первичной медико-санитарной помощи в центральном компоненте. Следующие этапы: регистрация врачей в центральном компоненте еHealth, договоров-деклараций на первичном уровне оказания медицинской помощи.
        На сегодня в системе уже зарегистрировались 26 медучреждений в 15 населенных пунктах. Среди них как отдельные медицинские учреждения, так лечебные учреждения целых городов.
        Успешный пример
        Один из примеров – Черкассы: тут установлена комплексная информационная медицинская система «ЕМСІМЕД», которая объединила все центры первичной медико-санитарной помощи и поликлиники города. Здесь внедрена электронная регистрация пациентов, электронная карточка пациента, а с июня нынешнего года в поликлиниках полностью исчезли очереди: жители города могут записываться на прием к врачам через интернет.
        – Каким образом данные нововведения способны облегчить жизнь обществу?
        – Теперь о главном. Что даст внедрение центрального и периферического компонентов еHealth обычному гражданину Украины? Какие изменения ожидают наших пациентов после полномасштабного внедрения еHealth на всех уровнях?
        На уровне государства полномасштабное внедрение еHealth позволит получить инструменты для целевого использования и контроля средств на лечение и профилактику заболеваний, а результаты лечения оценивать по конкретным качественным признакам.
        Вторая важная составляющая E-Health – это множество сервисов для пациентов, которые повышают удовлетворенность от услуг. К таким, наиболее распространенным сервисам относятся информационные: получение доступа к актуальному расписанию врача, поиск необходимой информации о клинике и отзывы пациентов о качестве лечения и сервисе. Более сложные сервисы для пациентов: получение медицинских заключений и выписок, результатов диагностики и анализов.
        В целом, совокупность сервисов еHealth существенным образом повышает качество результатов медицинского обслуживания и удовлетворенность пациентов. И очень важно, чтобы такие сервисы были доступны пациентам не только в коммерческих лечебных учреждениях, но и в коммунальных амбулаториях и поликлиниках.
        – Какова конечная цель данного проекта?
        еHealth ставит своей целью получение достоверной информации о количестве пациентов, которых обслуживает семейный врач, а современные информационные технологии позволяют снизить и практически устранить возможность искажения и фальсификации данных о наблюдаемых врачом пациентах. При таком подходе врач будет заинтересован в качестве услуг и здоровье пациентов.
        Основной задачей еHealth является улучшение качества жизни и создание новых видов сервисов для пациентов по всей стране.
        – Вадим Георгиевич, наша редакция благодарит Вас за подробное интервью и за то, что уделили нам время! Удачи Вам и всего доброго!
        – Спасибо! Взаимно!

        Источник: http://www.childbrand.ua/sitenews/6126.html