8 февр. 2016Эффективность использование информационной системы в медицинских учреждениях


В Украине давно назрела необходимость полного перехода на частную медицину. Об этом активно говорят с высоких трибун. Не без опаски ожидают ее и сами медучреждения. Ведь выход в свободное плавание на рынок медицинских услуг заставит их забыть старые методы работы и потребует внедрения высокотехнологичных управленческих решений. Не отставать от них придется и частным медицинским предприятиям – ведь конкурентов у них после смены формы собственности госклиник значительно прибавиться. Но следует понимать: к любому решению, в том числе и к автоматизации медицинского процесса, стоит подходить взвешенно. Чтобы система не осталась формальностью или того хуже – нанесла вред медицинскому учреждению.

Внедрение системы: начало долгого пути или быстрое решение давних проблем?
Опыт внедрения автоматизированной медицинской информационной системы (МИС) в частных медицинских учреждениях свидетельствует: многие медпредприятия не в полной мере используют ее потенциал. Более того: по статистике, уже через 3-5 лет большинство из них вообще меняют систему либо она полностью «затухает». Иногда происходит только «островковая автоматизация» – когда полностью автоматизируется только один из участков процесса. Либо жеограничение использования системы до уровня органайзера и печатной станции для консультативных заключений врачей.
В системе не видят пользы, она отягощает. Почему? Потому что изначально ее приняли как формальность – она формальностью и осталась и не приносит нужного эффекта. Причин этому несколько.
    1.Многие собственники ошибочно считают, что с внедрением системы все управленческие вопросы решаются автоматически. Каждый собственник/руководитель медицинского учреждения решает проводить автоматизацию в надежде, что общая проблематика ведения бизнеса станет понятнее, рабочие процессы упростятся, а статистические отчеты будут готовиться автоматически.
    2.Большинство заказчиков при планировании конечного результата ориентированы на функциональность информационной системы, а не на модернизацию своих рабочих процессов.
    На самом деле именно модернизация производственных процессов является обязательным условием внедрения системы. Автоматизированная система – мощный толчок к этим изменениям. Это должно быть силовое решение руководства, которое одновременно, при правильно поставленной политике внедрения, мобилизует и сотрудников. Причем здесь учитывать надо интересы всех отделов: медиков, сервиса, финансового отдела, продавцов, правового отдела и IТ.
    Многие же руководители рассуждают так: «Сейчас мы внедрим систему, и все тут же все начнет работать слаженно. Сотрудники не принимают изменений и не хотят в них участвовать? Ничего. «Надавим» на них!» Такой подход приводит к серьезному дисбалансу, и в работе клиники происходит еще большая неразбериха, чем до этого. Вплоть до того, что многие рабочие процессы вообще парализуются.
    3.Конечный результат априори принимается за позитивный. Подавляющее большинство заказчиков не моделирует и не просчитывает конечный экономический результат внедрения или его влияние на качество предоставления услуг клиентам.
    Заказчик не ставит поставщикам ПО конкретные экономические/качественные целевые показатели как результаты внедрения системы. Считается, что само по себе внедрение системы – это уже успех. На самом же деле – только начало. Начало длительной и кропотливой работы по стандартизации и автоматизации процессов, которая в конечном счете принесет отличный результат. Эффективность системы: как просчитать?
    А какой именно результат? Ведь считается, что оценить можно все. Для кадров есть KPI, ресурсы – это стоимость и эффективность. Финансы – процентная ставка по кредиту. Основные средства – стоимость и амортизация. Маркетинг – количество привлеченных клиентов. А как оценить программное обеспечение?
    На самом деле ПО не оценивается. Оценивается эффект от него – то, насколько бизнес эффективно его использует. И самое главное здесь – соотнести саму систему и рабочие процессы и найти необходимый баланс. Для этого:
    •Провести мониторинг и оцифровать рабочие процессы.
    •Установить простые, объективные и оцифрованные критерии качества.
    •Выделить ключевые экономические показатели эффективности.
    Этапы оценки эффективности
      1.Каждое рабочее направление медицинского предприятия должно быть разбито на рабочие функции.
      2.Далее следует провести проектное моделирование автоматизации рабочих процессов и функций.
      3.Потом происходит сама автоматизация и внедрение информационной системы.
      4.И только за этим следует оценка результатов автоматизации по каждой рабочему направлению, группе, функции.
      5.После оценки осуществляют мониторинг затрат и качества по каждой из рабочих функций.
      6.Последний пункт внедрения системы – корригирующие действия по ее использованию. Самая главная ошибка большинства медучреждений – остановится на каком-то из этих пунктов. Только внедрение с учетом всех этих этапов обеспечит полноценную и эффективную работу системы в клинике.
      Обязательное условие
      Обязательным условием эффективности МИС является использование модели ожидаемых результатов. Перед внедрением нужно обязательно:
        ·просчитать предполагаемые затраты;
        ·четко определить, что конкретно мы автоматизируем и
        ·какой конечный результат хотим получить: например, повышение продаж, экономию ресурсов и пр.
        Вместо выводов
        МИС – это высокотехнологичное комплексное решение, которое поможет медицинским предприятиям любой формы собственности и специализации повысить свою эффективность и выжить в ожесточающейся конкурентной середе. Она позволит наладить управление потоками пациентов, значительно улучшить сервис, автоматизировать учет услуг и обеспечить контроль ресурсов. Но для того чтобы система реально работала, а не превратилась в формальность или обузу для медучреждения, к ее внедрению нужно подходить очень серьезно. Само по себе ее внедрение не должно стать конечным желаемым результатом. Оценка использования системы в вашем медучреждении должна стать рутинным инструментом для повышения эффективности ее применения. Критерии оценки следует разработать заранее. В этом вам обязательно поможет поставщик ПО. И главное: эффективность использования МИС прямо пропорциональна качеству подготовки рабочей документации и моделированию рабочих процессов перед ее запуском. Другими словами, система принесет желаемый результат, только если ее внедрить на отлаженные процессы.



RSS подписка:

RSS