Первичная настройка

Этап первичной настройки МИС «ЭМСИМЕД» можно начинать, как только будет готова к эксплуатации минимально необходимая часть технического обеспечения

Первичная настройка системыВ частности, это сервер, клиентский компьютер и сетевое соединение между ними.

Такое условие должно соблюдаться для каждого функционального отделения, которое подлежит автоматизации. К моменту первичной настройки в отделении должен быть установлен как минимум один компьютер, или сотрудник этого отделения должен иметь доступ и возможность работать на одном из клиентских ПК вне отделения. Второй вариант менее предпочтителен, так как может создаваться излишняя конкуренция за свободный ПК, а это мало способствует эффективности процесса внедрения.

В процессе первичной настройки выполняются следующие виды работ:

  • Инсталляция серверной части МИС «ЭМСИМЕД». Наши инженеры устанавливают серверные компоненты на уже подготовленные сервера заказчиков. В нашем понимании, подготовленный сервер – это сервер, на котором уже установлены серверная операционная система и серверное ПО согласно предоставленному нами списку. Подготовить сервер может либо собственный ИТ-специалист заказчика (системный администратор), либо специалисты системного интегратора или поставщика техники. При желании, заказчики могут заказать услугу подготовки сервера в нашей компании.
    Подготовка серверов в большей части относится к этапу технического обеспечения. Мы рекомендуем использовать лицензионное серверное ПО. В этом случае значительно снижается риск аварий на сервере, потери данных и работоспособности всей системы в целом. Кроме того, обновление серверного ПО поможет избежать скрытых ошибок и улучшить безопасность.
    Установка серверной части МИС включает в себя также установку базы данных ЛПУ, в которой будет храниться вся оперативная информация. Эта процедура требует определенной технической подготовки, поэтому мы не рекомендуем проводить эту процедуру самостоятельно.
  • Инсталляция клиентской части МИС «ЭМСИМЕД».
    Как и в случае с серверами, клиентский ПК должен быть подготовлен к установке МИС, но в этом случае требования гораздо ниже: для установки нужна только операционная система Windows. Работы по подготовке ПК может произвести сотрудник заказчика (это самый экономичный вариант) или наш специалист.
    Непосредственная установка клиентской части МИС «ЭМСИМЕД» не сложна. Она требует присутствия наших специалистов только во время настройки самого первого ПК, когда осуществляется подключение к серверу и проверяется работоспособность соединений сервер-клиент.
  • Конфигурирование МИС «ЭМСИМЕД»
    Этот этап выполняется инженерами нашей компании и заключается в настройке общих конфигурационных параметров системы «ЭМСИМЕД». Значения этих параметров уникальны для каждого конкретного ЛПУ и выясняются в процессе диагностики. Работы по конфигурированию выполняются быстро и не требуют присутствия представителей заказчика.
  • Настройка модулей системы МИС «ЭМСИМЕД»

Эта часть работ по настройке самая длительная, требует предварительной подготовки и участия специалистов со стороны как нашей компании, так и заказчика.

Предварительная подготовка к настройке включает в себя сбор информации, детально описывающей процессы и деятельность конкретного функционального отделения или ЛПУ в целом, в зависимости от того, какой модуль настраивается.
Легче всего пояснить такую ситуацию на примере.

Согласно требованиям МОЗ, любое медицинское учреждение, в составе которого есть стационарные отделения и предусмотрена госпитализация, обязаны сообщать о состоянии коечного фонда и о движении пациентов. Следовательно, необходимо иметь полную и структурированную информацию о том, сколько и каких отделений есть в ЛПУ, сколько в отделениях палат, сколько и каких коек есть в каждой палате, как оборудованы палаты удобствами, какими возможностями обладает отделение в случае необходимости увеличить количество коек и так далее. Эту информацию необходимо собрать и подготовить для внесения в систему «ЭМСИМЕД».

Нет смысла привлекать к сбору этой информации специалистов нашей компании. Во-первых, существует ряд организационных и режимных ограничений. Во-вторых, это будет неоправданно дорого. Лучше всего эту работу поручить непосредственно ответственным сотрудникам, в круг обязанностей которых входит отслеживание этой информации и управление соответствующим процессом. В нашем примере для стационарных отделений эти функции обычно лежат на старшей медсестре под контролем заведующего отделением.

Обычно мы предлагаем нашим заказчикам двухшаговый процесс сбора и внесения информации в процессе настройки модулей. Он наиболее экономичен с точки зрения финансов и времени.

Первый шаг: сбор информации, необходимой для настройки модуля, проверки его работоспособности, и для проведения обучения. Мы предоставляем ответственным сотрудникам заказчика специальные таблицы, анкеты и руководства для сбора информации, поэтому процесс сбора не будет сложным.

Возвращаясь к нашему примеру, первый шаг будет выглядеть следующим образом. Допустим, в отделении 10 палат. Мы просим собрать информацию о минимум четырех палатах. После этого, информацию о двух палатах наши специалисты вносят самостоятельно – заодно выполняется проверка работоспособности системы и модуля. Информацию о двух других палатах мы вносим совместно с сотрудниками заказчика, обучая сотрудника и контролируя правильность его работы.

Второй шаг: сотрудники собирают оставшуюся информацию и вносят ее в систему уже самостоятельно. Чаще всего, это происходит на этапе опытной эксплуатации. Присутствие сотрудников, а следовательно и дополнительных затрат, обычно не требуется.

Работы по сбору информации, которые выполняются на первом шаге, обычно требуют хорошего планирования, жесткой регламентации во времени и четкого административного контроля выполнения. Это связано с тем, что без необходимой информации наши специалисты не могут выполнять свою часть работ по внедрению и настройке системы. Поэтому сбор минимально необходимой информации мы включаем в план-график и согласовываем с заказчиком.

Сбор информации на втором шаге обладает только одним ограничением – всю информацию необходимо собрать и внести в течение опытного периода эксплуатации. Ответственность и контроль за сбор и внесение оставшейся информации лежит на заказчике, также, как и функция планирования этих работ.

В случае необходимости, мы можем предложить заказчику услуги по внесению полного объема информации в систему. В этом альтернативном варианте есть и минусы: услуги операторов необходимо дополнительно оплачивать; информацию все равно придется собирать сотрудникам заказчика в силу описанных выше ограничений; информацию необходимо предоставить в виде, удобном для внесения в систему (печатный текст как минимум + таблицы); ошибки, допущенные при сборе, будут внесены в систему как есть.

Для каждого уникального медицинского учреждения, в котором проводится автоматизация, объем и структура собираемой информации будут разными. Аналогично и для функциональных модулей системы «ЭМСИМЕД».

После проведения первичной настройки начинаются процессы запуска электронного документооборота, подключение медицинского и лабораторного оборудования и далее опытной эксплуатации. На всех этих этапах заказчик обычно продолжает вносить информацию о своем учреждении в систему «ЭМСИМЕД» согласно плану-графику работ.